Требования пожарной безопасности в аэропортах
Высокие требования пожарной безопасности в аэропортах зафиксированы в нормативных документах и обусловлены присвоенным аэровокзалам 3-м классом функциональной пожарной опасности. Оснащение аэропорта и пассивные меры пожарной безопасности (далее – ПБ) направлены на мгновенное реагирование, своевременную эвакуацию людей и информирование пожарных в сложившейся экстремальной ситуации.
Основные принципы пожарной безопасности в аэропортах
Любой объект, а не только авиационный, отнесенный к повышенному классу опасности должен быть обеспечен средствами пожаротушения, оборудованными выходами для эвакуации, пожарной сигнализацией в соответствии с размерами зданий. На территории аэродрома, аэровокзала, прилегающем пространстве и в подсобных сооружениях применяются основные принципы ПБ:
- соответствие требованиям, изложенных в федеральном законодательстве, приказах профильных департаментов, СП, регламентах и инструкциях;
- разработка, при необходимости, локальных нормативных актов руководителем организации, проведение инструктажей, обучения и учебных тревог для сотрудников;
- наличие пожарной охраны, средств и устройств для тушения пожара, систем оповещения, сигнализации, пожаротушения и их исправность.
Контроль и наблюдение за соблюдением требований, изложенных в приказах, протоколах испытаний, графиках и актах, инструкциях и технических регламентах.
Перечень требования ПБ
Цели и задачи правил противопожарной безопасности – своевременная профилактика (защита от возможного возгорания), обнаружение очага и оповещение о создавшейся ситуации, тушение подручными средствами и оповещение спасательных служб. Превентивные меры:
- запрет на хранение взрывоопасных соединений и легко воспламеняющихся предметов;
- внесение изменений в планировку зданий и сооружений;
- невозможность снятия дверей эвакуационных выходов с мест, предусмотренных проектами;
- соблюдение правил применения электрооборудования;
- проведение газосварочных и огневых работ без получения разрешения и с нарушением требований;
- складирование отходов и мусора, курение в непредусмотренных для этого местах.
Аэропорт и аэродром, прилегающие к ним территории и постройки – место, где особое внимание уделяется организации системы противопожарной защиты (далее – СПЗ).
Пассивные меры пожарной безопасности
Кроме устройств и приспособлений для тушения огня, систем оповещения, сигнализации и эвакуации, пожарной охраны и обучения личного состава, предусмотренных нормативными документами пожарной охраны, есть и пассивные меры ПБ. В современной реальности они составляют весомую часть профилактики и обеспечения безопасности каждого человека:
- в возведении зданий и вспомогательных сооружений применяются негорючие материалы для строительства и отделки;
- в конструкциях и системах энергообеспечения применяются элементы с повышенной огнестойкостью;
- кабельные линии обрабатываются специальными соединениями, для придачи им огнеустойчивости.
Есть зоны и элементы риска, где возникновение пожара наиболее вероятно. Пассивные меры ПБ направлены на предупреждение вероятности реализации негативного сценария.
Что делать при пожаре в аэропортах
Все зависит от того, на какой стороне находится человек. Поскольку объектом потенциального возгорания считается воздушное судно, в правилах рассматривается поведение пассажиров, летного состава. Есть инструкции для тушения на взлетно-посадочной полосе и в ангарах. Есть инструкции для тех, у кого основная работа – тушение пожаров, кто находится в диспетчерском кресле, а также для пассажиров в залах ожидания и местах отдыха. Для них работает система оповещения. Нужно без паники выполнять инструкции, организованно покинуть здание через эвакуационные выходы, проследовать в указанное место сбора или самостоятельно отойти как можно дальше от горящего объекта, во избежание негативных последствий при взрыве или обрушении. Можно заранее изучить план эвакуации, который должен быть размещен в здании на информационных стендах.
СПЗ обеспечивается централизованным пунктом охраны, системами сигнализации и оповещения, пожаротушения. Последнее обстоятельство может выглядеть по-разному в зависимости от места размещения в аэропорту.